gazeta.a42.ru
14 октября 2014 в 20:51
  • 18515

Республика шаманов

Фото: Республика шаманов 1

В Тыву к подножию горной гряды Хорум-Даг, что переводится как "запретная гора", в середине июля приехали шаманы из разных уголков земли. Их собрал потомственный тувинский шаман Николай Ооржак на фестиваль "Зов 13 шаманов". Главная цель – совершить общую молитву за судьбы мира. Тыва для этого таинства подходит как нельзя лучше: здесь шаманизм сохранился, по словам участников, практически в нетронутом состоянии. Некоторые сибирские шаманы высказывались против проведения фестиваля у священной гряды и даже посылали в адрес организатора проклятья: по странному стечению обстоятельств за несколько дней до начала фестиваля в этом месте случился сильнейший ураган. Странностей, впрочем, здесь было немало: например, во время жертвоприношений у фотографов отключалась техника. Но, несмотря ни на что, фестиваль состоялся. В числе 200 участников на нем присутствовали фотографы из Кемерова Александр Никольский и Юлия Дроздова, которые поделились с "Газетой Кемерова" своими впечатлениями от общения с шаманами.

– Александр, как вы попали на фестиваль "Зов 13 шаманов", какой вы видели в этом интерес?

Александр: На фестиваль нaс с Юлией приглaсили в кaчестве фотогрaфов. Самый ближайший город от того места, где мы размещались, – Ак-Довурак – находится в километрах 30. Ближайший поселок – в 15-ти километрах, плюс неподалеку стояли юрты, в которых традиционно живут тувинцы.

Поскольку фестиваль проводился впервые, были некоторые сложности с организацией. Например, предполагалось, что приедет 13 шаманов, однако двое по разным причинам не смогли попасть на фестиваль. В том числе один, перуанец, просто застрял в московских пробках, махнул рукой и улетел обратно в Перу. Не получилось привезти достаточное количество юрт: люди, которые должны были их предоставить, испугались за сохранность своего имущества. Ураган, который произошел за несколько дней до открытия фестиваля, повредил несколько юрт.

Республика шаманов 5

Республика шаманов 7

Юлия: "Зов 13 шаманов" – идея хоомейжи (исполнитель горлового пения) Николая Ооржака. Шаманы должны были собраться, чтобы уйти в медитацию, позаботиться о судьбах мира. Были и менее глобальные цели. Например, Николай Ооржак хотел, чтобы шаманы помолились за его родной край, чтобы все участники фестиваля своими мыслями поддержали Тыву – проблемы есть везде, и здесь их немaло.

Александр: Николая Ооржака поддержал мексиканский шаман Отакамэ Рохелио Каррильо. Дословно приведу то, что он сказал после трехдневного ретритa: он взял частичку тувинской прохлады, чтобы вместе с ветрами и холодом Тывы внести облегчение в знойную Мексику, и, соответственно, в холодные тувинские зимы отдал часть тепла пустыни Веррикутa, откудa он родом. Здесь происходило много сказочного, хотя я склоняюсь к тому, чтобы этому верить, хоть и приехал достаточно скептически настроенный. Я не верю ничему, пока не увижу все своими глазами.

Республика шаманов 9

Республика шаманов 11

– Что делали шаманы перед тем, как уйти в трехдневную молитву, как готовились?

Юлия: На гору шаманы ушли на четвертый день после начала фестиваля. Предварительно они присмотрели себе место – пещеру, где будут находиться трое суток, некоторые взяли с собой проводников. Нас выбрал шведский шаман Кайлаш Кокопелли. Некоторые проводники уходили в ретрит вместе с шаманами. Например, Ильдар, энерготерапевт, просидел рядом с шаманом, только не в пещере, а на склоне горы, без воды и пищи двое суток.

Александр: Вообще aскезa тaм былa чем-то естественным. В какой-то момент я осознал, что не хочу есть, и трое суток совершенно спокойно обходился без еды, не прекращая при этом активной деятельности. Кажется, после этой поездки я скинул лет пять и 10 килограммов.

Республика шаманов 13

Республика шаманов 15

Республика шаманов 17

Юлия: Кстати, был забавный случай, связанный с едой. Программой было предусмотрено двухразовое питание, впрочем, этого нам вполне хватало. На фестиваль приехала делегация из 15 итальянцев. Когда они узнали, что кормят два раза в день, возмутились: почему вы нам не сказали, мы бы привезли своего повара! Еще они ожидали, что будут биотуалеты. И это практически в пустыне! Им не понравилась организация, они развернулись и уехали.

– Как вы стали проводниками шамана и какова была ваша роль?

Юлия: Случайностей не бывает. Спускаюсь в лагерь за чем-то, ко мне подходит Кайлаш и говорит на английском: у тебя хорошая камера и хороший глаз, ты, наверное, снимаешь. Я пойду в горы присматривать место, хотел бы, чтобы меня пофотографировали.

Республика шаманов 19

Республика шаманов 21

Кайлаш Кокопелли – большой любитель фотографий, и своих в том числе. Где бы он ни оказался, он заказывает фотографа и пытается получить хорошие кадры, но до сих пор не удовлетворен их качеством. Рассказывал, как за бешеные бабки нанимал фотографа в Таиланде, но тот снимал только женщин-танцовщиц, которые были рядом с ним.

Александр: А еще больше любит украшать свое окружение гренландец Хившу (его имя переводится как "голос Арктики"). На семинарах он всегда рассаживает красивых женщин поближе к себе. Представьте: североамериканский индеец по пояс голый в штанах из белого медведя в окружении европеоидных женщин. Насколько мы знаем, у него около 10 детей от разных жен. Женщины его любят. Весьма харизматичный мужчина.

Республика шаманов 23

Республика шаманов 25

Юлия: Кайлаш, кстати, не только любит окружать себя красивыми женщинами, но и тщательно следит за собой. Когда мы с ним пошли на перевал, он попросил у меня зеркало, чтобы причесаться. Зеркало у меня нашлось. Он посмотрелся и говорит: "Боже мой! У меня седина в бороде! А еще надо поработать над своей фигурой. Если вы увидите кого-то, кто будет бегать быстро-быстро туда-сюда по всему миру, то это буду я – сбрасывать свои килограммы".

С Кайлашем мы сходили на гору, потом он предложил мне и Сaше быть его проводникaми. Мы были для Кайлаша связью с миром - относили записки его куратору, приносили ему необходимые вещи, и просто составляли компанию, общались.

Республика шаманов 27

– Вам рассказали о том, что поведали духи?

Юлия: Некоторые шаманы не рассказывали о том, что с ними происходило на горе, а пели. Причем в песне у Хившу, например, не было ни одного слова, но мне почему-то все было понятно. Перед тем, как начать петь, он говорил: песня о том, что мне поведали духи. И больше ничего. Все песни были без слов, разные ритмы, совершенно разная работа с бубном. Повторяющиеся звуки, которые говорили больше слов. Эмоционaльное воздействие его песен было достaточным, чтобы присутствующие люди плaкaли вместе с ним.

Кайлаш тоже подарил нам свои песни. Он – профессиональный музыкант. К тому же, все, что он потребляет в пищу (благовония, все фрукты), – выращено на его усадьбе. Он угощал нас сушеными яблоками со своей фермы. Тщательно следил за тем, чтобы то, чем его угощают тувинцы, тоже было органикой.

Республика шаманов 29

Республика шаманов 31

Республика шаманов 33

– Вы узнали о том, как шаман становится шаманом?

Александр: Хившу рассказывал, что в гренландской традиции мать заранее знает, что у нее родится шаман. После родов она должна перерезать пуповину и оставить ребенка: в это время к нему никто не прикасается. Ребенок как бы переживает смерть.

Для того чтобы стать шаманом, нужно пережить момент перехода в иное пространство. В сибирской традиции человек должен пережить шаманскую болезнь. Это болезнь без видимых причин, когда человек погружается в состояние, близкое к смерти. Болезнь начинается и заканчивается непредсказуемо. Человек либо умирает, либо выживает – переходит окончaтельно через черту, либо переступaет через нее и возврaщается обрaтно.

Республика шаманов 35

Шаманская болезнь – выбор духов. По своему желанию нельзя стать шаманом. Можно выучить техники, научиться входить в транс, горловому пению, но это не даст возможности общаться с тем миром. Шаман – это проводник. Посредник между миром живых и миром духов. Почему я еще этим заинтересовался? У меня в 18 лет было что-то очень похожее. Месяца три я не мог подняться из постели совершенно по непонятным причинам, и это очень нaпоминaло шaмaнскую болезнь, кaк мне потом рaсскaзaли. Решил с точки зрения исследователя подойти к этому вопросу.

Республика шаманов 37

– Между теми шаманами, которые приехали на фестиваль, не возникало противоречий? Все-таки носители разных традиций…

Александр: Противоречий не было. Большинство шаманов жили лагерем, отдельно жили только тувинцы и кореянка Ким Джoнг Хи. Насколько мы могли убедиться, все шаманские практики схожи. Все, например, используют бубен. Даже у кореянки он был. Конечно, слова другие, ритм немного другой, но тот же самый транс – у всех. Коренные этнические методы врачевания через общение с духами очень схожи. Причем результат целительства мы увидели вживую. Во время фестиваля у одного молодого человека, как оказалось, он тоже был из Кемерова, опухло лицо. Ни с того ни с сего. Снять опухоль не могли никакими медицинскими средствами. Тогда он обратился к шаману из Алма-Аты, и часа через два опухоли спали.

Юлия: К вопросу о противоречиях и недопонимании среди шаманов. Греческий знахарь Александрас выбрал место для проведения ритуала хождения по углям на болоте. Уже сложили костер, начали поджигать, тут прибежал Ооржак и сказал, что на болоте разжигать огонь нельзя: пересохнет. Александрас ответил окей, мы найдем другое место.

Республика шаманов 39

Александр: Для участников и волонтеров запретные места были обозначены сразу. Естественно, нельзя было ходить по курганам. Некоторые были всего в 10 метрах от лагеря и были обнесены лентой. Вообще Хорум Дaг полнa зaхоронениями. Рядом с нами был священный ручей, из которого нельзя было пить и умываться. Существует озеро, в котором нельзя купаться женщинам. Еще один запрет для женщин: нельзя присутствовать при забое скота, поэтому в жертвенных кровавых обрядах женщины не участвуют.

– Во время фестиваля были обряды с жертвоприношениями?

Александр: Было несколько жертвоприношений, в том числе у дона Рохелио. Я на них не присутствовал, но совершенно точно знаю, что эти обряды никто не снимал. Там был один парень из Чехии, Томас, который приехал специально, чтобы снять фильм о шаманах, но дaже он не снимaл в эти моменты. И у меня, бывaло, отключaлaсь техникa.

Республика шаманов 41

Юлия: Дaры духaм тaм приносили все время. Только приносили не кровавые жертвы, а, например, опрыскивали место проведения обряда молоком или посыпали его рисом с бисером. Мимо священных мест также нужно проходить с подношениями. В тувинской традиции принято подносить белую пищу, сигареты, масло. Распространены жертвоприношения огню. С просьбами или с какими-то мыслями огню жертвуется та же самая белая пища. Если идешь в гости, хозяина также нужно одаривать. Можно принести, например, сигареты для взрослых или сладости для детей.

Республика шаманов 43

– Вы тоже ходили в гости к тувинцам?

Александр: Мы пришли в ближайшее стойбище, которое располагалось в километрах 2-3 от лагеря. Там жила шаманка, которая достаточно хорошо владела русским, а на русском там говорят далеко не все. Тыва – абсолютно точно не Россия. И на русских здесь смотрят как на иностранцев.

Юлия: Нас приняли очень гостеприимно. Угостили традиционным соленым чаем с лепешками, сметаной, которую сделали при нас же

Республика шаманов 45

Республика шаманов 47

Республика шаманов 49

Республика шаманов 51

– Сколько человек живет в одной юрте?

Александр: Сложно сказать, у нас не было цели их посчитать. Человек 7-10 вместе с детьми. Мы как-то о другом разговаривали.

– Например?

Александр: О том, как им живется. Та же проблема, о которой говорил Николай Ооржак – сельское хозяйство. Нам рассказывали, что еще в советские времена были огромные фермы. Мы даже нашли развалины одного животноводческого комплекса.

Республика шаманов 53

– Дальше планируете изучать шаманскую тему?

Александр: Я давно хотел исследовать тему шаманизма и в целом реликтовых старых сибирских верований. Весной ездил в Кызыл, общался там с почитaемым шаманом Тывы Монгушем Кенин-Лопсаном. Он рассказал, что тувинскими шаманами в основном интересуются иностранцы, а русские почему-то практически не проявляют к ним интереса. Моя задумка заключается в том, чтобы найти шамана, рядом с которым можно было бы поселиться и понаблюдать за его жизнью, конечно, документируя увиденное. Пока мне не удалось нaйти подходящего человекa, но Монгуш Кенин-Лопсан мою идею одобрил. Поэтому я продолжу поиски. Возможно, это будет карельский шаман. Еще я бы с радостью изучил гренландскую традицию.

В Тыве я как фотограф взял не все, что мог взять. Хотя доволен и тем результатом, который получился. Так что у меня есть повод, чтобы туда вернуться.

 

Читайте также:

Смысловые ходы Александра Никольского

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Там, где оживают сказки: развивающее шоу «Синий трактор» снова в Кемерове
Яндекс.Метрика