Чтобы ввести рыбу в рацион россиян, требуется не только увеличение производства, расширение поставок оборудования и сбытовой сети, но и изменение пищевых привычек, а также популяризация потребления рыбы как продукта здорового питания, в том числе на государственном уровне. Об этом на полях VI Международного рыбопромышленного форума сообщил руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов.

Рыба — важная составляющая рациона каждого человека, его необходимый элемент. Она содержит большое количество витаминов и минералов, требуемых для эффективной работы организма, в числе которых жирная кислота омега-3, способствующая укреплению иммунитета. Однако в России рыба всё ещё не является продуктом первого выбора.
Эксперты Россельхозбанка исследовали, что нужно для того, чтобы увеличить её потребление, и пришли к выводу, что необходимо сделать акценты в продвижении «здоровых» продуктов как на уровне общественных организаций, так и на государственном.
Мясо или рыба?
В краткосрочной перспективе динамику спроса определяет цена и доступность. Потребление увеличивается, когда цена продукта снижается относительно других продуктовых групп, и растёт количество точек, где он продаётся. В среднесрочной перспективе наращивать потребление помогают вкус и удобство приготовления. Например, в мясе потребитель всё чаще предпочитает охлаждённую продукцию и полуфабрикаты. В долгосрочной перспективе важно то, с чем ассоциируется продукт, какие его качества транслируют потребителю.
На текущий момент существует небольшой разрыв между рекомендацией Минздрава по потреблению рыбы (28 кг на душу населения) и фактическим потреблением (22 кг). Потребление мяса, напротив, превышает норму (74 кг) и достигает 80 кг. Мясо частично заменяет рыбу как источник аминокислот, витаминов, но не может заменить её как источник определённых жирных кислот и отдельных микроэлементов. Поэтому на вопрос «мясо или рыба» правильный ответ — оба продукта.
Меры поддержки
При анализе структуры потребления в РФ можно выделить два основных направления. Первое — избыточное потребление углеводов: хлебобулочных продуктов потребляется 113 кг при норме в 97 кг. Вторая — избыточное потребление растительных жиров. Растительных масел потребляется 14 кг при норме 12 кг и, если добавить в расчёт производственное потребление, 25 кг против нормы в 12 кг. На стороне углеводов и растительных масел как минимум есть стоимость. В ряде случаев вкус также оказывается не на стороне рыбы. Потребителю предлагается широкая линейка ультра-переработанных продуктов с привычными и апеллирующими вкусами — кондитерские изделия, готовые завтраки, снэки.
Эксперты РСХБ выделяют две модели продвижения «правильных» продуктов на зрелых рынках. Первая используется там, где декларируется минимально необходимое вмешательство государства. Например, в некоторых странах продвижением заняты отраслевые союзы и образованные участниками отрасли НКО. Вторая модель под условным названием «континентальная» подразумевает прямое вовлечение государства.
Рыбу — в массы!
Комплексно для поддержки повышения потребления рыбы в России необходимо реализовать следующие меры:
- определение «здорового» продукта и «здорового» питания;
- продвижение целевой структуры потребления и финансирование рекламы отдельных продуктовых групп;
- ограничение рекламы отдельных продуктов;
- регулирование закупок в государственных учреждениях;
- проведение занятий «потребительской грамотности» в образовательных учреждениях;
- регулирование спроса с помощью акцизов, маркировки (высвобождение спроса для потребления здоровых продуктов);
- регулирование спроса с помощью программ продовольственной помощи (выделение средств на покупку определенных видов продуктов).
— Наличие в рационе рыбы — необходимое условие здорового функционирования организма человека, но при этом привычка её потребления по различным факторам существует не так массово, как требуется. В мировой практике широко применяется распространение тренда на потребление рыбы и морепродуктов через отраслевые ассоциации, которые транслируют в массы уникальность рыбы как продукта, например, с фокусом на здоровье сердца. В Европе в продвижение рыбы и морепродуктов вовлекается государство на уровне профильных государственных служб, которое реализует различные программы на федеральном и региональном уровнях с прицелом на продвижение локальных морепродуктов. Результатом реализации таких проектов, к примеру, во Франции, одном из наиболее ёмких рынков мира, стала стабилизация потребления рыбы на уровне 33-34 кг на душу населения. Россия может перенять мировой опыт и уже сейчас активно развивать программы увеличения потребления рыбы на различных уровнях, — заключает Андрей Дальнов.
Фото: A42.RU