29 октября в Кемерове торжественно открыли Северо-Западный обход города — объездную дорогу с новым мостом через Томь. Теперь миновать областной центр, если движешься по федеральной трассе из Новосибирска в Красноярск, можно за 15 минут. Раньше для этого нужно было часами ехать по центральным кемеровским улицам, что и проделывали по 17 тысяч (!) фур ежедневно. Страдали и кемеровчане, и водители грузовиков — но теперь с этим покончено.
Будет ли долгожданная объездная бесплатной, сколько на ней полос, какова разрешённая скорость и куда уйдут лоси — в нашем материале.
17 тысяч машин в сутки
В 1970-е на Томи между Новокузнецком и Томском был лишь один автомобильный мост — Коммунальный, в Кемерове. Все грузовики, движущиеся по направлению Новосибирск — Красноярск — Иркутск, должны были миновать Кузнецкий проспект. Транспортный поток рос, и в 1971 году кемеровский облисполком обратился в союзный центр с просьбой рассмотреть вопрос о строительстве объездной дороги. Вопрос долго откладывали, затем перестройка, развал СССР, долгая модернизация экономики — и никакой объездной. К 2020 году поток транзитных фур на улицах Кемерова достигал 12,5 тысяч большегрузов в сутки, в 2024-м в пике составлял, по словам губернатора Ильи Середюка, 17 тысяч машин. Не существует на свете асфальта, который долго выдержит такую нагрузку. Пробки и ремонт на улице Терешковой и Кузнецком проспекте не прекращались вообще.
В 2021 году Владимир Путин по итогам совещания с правительством дал поручение властям Кузбасса начать строительство автодороги в обход Кемерова. Предварительные оценки и обоснование инвестиций проводили ранее, с 2019-го. В последовавшем за поручением президента электронном аукционе был указан срок до 2027 года и сумма — 54,7 миллиарда рублей.
Губернатором Кузбасса в 2021 году был Сергей Цивилёв. Бешеные, по его же определению, темпы строительства задал он. На программной встрече с прессой Сергей Цивилёв объяснял спешку так: Кемерово остался единственным областным центром в Сибири, не имеющим объездной дороги, и задыхается под потоком транзитного транспорта. Некуда откладывать: кемеровчане и так заждались. Срок окончания строительства перенесли на 2024 год, при этом стоимость строительства даже уменьшили — до 52 миллиардов.
Оставался вопрос со строительными мощностями — действовали пандемийные ограничения, отрасль испытывала дефицит рабочих рук. В электронном аукционе заявился участником только «СДС-Строй» и получил контракт как генподрядчик. В подрядчиках отметились более сорока строительных организаций из Кузбасса и не только. Мост через Томь, например, строил тюменский «Мостострой-11», а экодук для лосей — кемеровское «Строительное управление № 7». Мы подробно писали и о проекте, и об экодуке.
Это автострада, а значит — 110 км/ч
Объездная дорога начинается на Р-255 (бывшей М-53) не доезжая пяти километров до топкинского кольца, если ехать из Новосибирска. Большая освещённая развязка уводит налево, в стороне от дороги остаются посёлки Дедюево, Благодатный и Звёздный. Здесь развязка со старой юргинской трассой, затем объездная доходит до нового Звёздного моста. Сразу за мостом развязка с яшкинской трассой, после которой дорога изгибается на восток и возвращается на Р-255 за посёлком Боровой.
Общая длина обхода — 47,6 километра. На них усовершенствованное прочное дорожное покрытие, 3 моста, 8 путепроводов, 57 водопропускных труб.
Вся дорога — четырёхполосная, встречные направления разделены металлическим отбойником. Официально о скоростном режиме ещё не сообщали, но на въезде установлены знаки «Автострада» — это значит, что максимальная разрешённая скорость точно будет не меньше 110 км/ч.
Проезд бесплатный
Почти до самого конца не было ясности, будет ли проезд бесплатным. Объездные вокруг других областных центров нередко строили по коммерческой модели, они были платными первые годы работы. В кемеровском случае первая закупка тоже содержала словосочетание «платная дорога». Сергей Цивилёв рассказывал, что для строительства предлагали механизм концессии, то есть государственно-частного партнёрства, подразумевающего возврат инвестиций частным инвесторам.
— Мы понимали, что концессия закончится огромным налоговым бременем для бюджета на 15 последующих лет. Поэтому мы приняли решение не использовать механизм концесии, а добавить к деньгами из федерального бюджета средства из бюджета области, — подчеркнул бывший губернатор Кузбасса.
Об условиях проезда, однако, долго не говорили ничего. Интрига продержалась почти до конца строительства, однозначный ответ дал в сентябре уже следующий губернатор Илья Середюк: проезд будет бесплатным. На торжественном открытии новой дороги он подтвердил это ещё раз.
Звёздный мост и экодук
Самый сложный и дорогой участок обхода — конечно, третий мост через Томь. Его построили ровно за два года. Проект создали в Санкт-Петербурге, металлоконструкции везли из Кургана, лакокрасочные материалы для антикоррозионной защиты — из Екатеринбурга. Название «Звёздный» выбрали среди десятков вариантов сами кузбассовцы путём голосования.
Длина моста — 884,6 метра, ширина — 27,1 метра, на нём четыре полосы для движения. Мост стоит на десяти опорах высотой до 42 метров — это намного выше десятиэтажки. Ночью и мост, и опоры красиво подсвечиваются, как и развязка на подходе к мосту.
Второй по сложности и дороговизне объект на объездной — экодук для диких животных. Внешне он похож на широкий мост или даже рукотворный холм, засаженный травой и кустами. Строители возвели его на маршруте миграции лосей, который подсказали местные биологи и охотоведы. Экодук более привлекателен для животных, чем шумная дорога, и предполагается, что он сбережёт немало и лосиных, и человеческих жизней. Это единственное сооружение такого типа за Уралом. Строительство обошлось в более чем миллиард рублей.
Ещё один сложный, но невидимый глазу водителя объект — газопроводы, которые пересекают трассу в трёх местах. Для постройки обхода пришлось переложить два участка магистральных газопроводов «Парабель — Кузбасс» и «Новосибирск — Кузбасс», а также участок газопровода высокого давления на отводе к газорапределительной станции. Сейчас эти пересечения незаметны и абсолютно безопасны.
Осталась рекультивация
На текущий момент дорога полностью готова, 29 октября в 17:00 по ней пошли первые автомобили. Строителям остались завершить лишь рекультивационные работы — привести в порядок поля, на которых стояли вагончики строителей, выровнять отвалы и карьеры.
— Нормативный срок строительства такой магистрали — 6 лет, — подчеркнул директор компании-подрядчика «Кемеровоспецстрой» Александр Выприцкий. — Мы её построили за два года и десять месяцев. В Сибири у дорожников есть сезон, но благодаря находчивости и упорству большой объём работ выполняли зимой — взрывы, разбор скальной породы и другие. Осталось выполнить рекультивацию — разобрать отвалы, посеять травку, по нормативам это делается только в тёплое время года. Мы подписываем допсоглашение с правительством Кузбасса и в апреле–июне следующего года все эти работы выполним.
На торжественном открытии строителей и всех кузбассовцев поздравили и бывший губернатор Сергей Цивилёв, и ныншений — Илья Середюк, и высокий московский гость — заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин. Он особо подчеркнул, что организация стройки была образцовой.
— Это пример того, к чему должна стремиться вся страна. Мы действительно ставим себе задачу, чтобы от идеи до запуска любого объекта проходило не более тысячи дней. Вот это яркий пример того, как за тысячу дней организованной системной и штабной работы появился такой прекрасный объект.
По словам Марата Хуснуллина, северо-западный транспортный обход Кемерова станет примером при выполнении масштабного инфраструктурного проекта — строительстве 50 новых обходов российских городов, который на федеральном уровне планируют реализовать в ближайшие шесть лет.
Фото: Вячеслав Ворожейкин, Александр Денисов / A42.RU