gazeta.a42.ru
13 мая в 16:27 Давайте разберёмся

За езду на электросамокате можно получить штраф. Разбираемся, как этого избежать

В Кузбасс наконец пришло тепло. Истосковавшиеся по солнцу сибиряки высыпали в парки, скверы и на набережные — пешком, на роликах, гироскутерах и велосипедах. Несколько человек сходу схлопотали штраф: оказалось, что на электросамокате можно ездить лишь с 16 лет. Есть и другие ограничения, о которых не все знают или помнят. Давайте разберёмся, за что теперь штрафуют на улицах.

Штраф, да не тот

8 мая водитель сбил двух школьников на электросамокате недалеко от ТРЦ «Сити Молл» в Новокузнецке. Дети выкатились на проезжую часть из-за припаркованной машины, и водитель не успел остановиться. В результате школьники получили травмы, сбивший их автомобиль — серьёзные повреждения.

Похожую ситуацию 10 мая удалось предотвратить благодаря бдительности сотрудников ГИБДД. Они заметили и остановили двух мальчиков на электросамокате на проезжей части улицы Свердлова: одному девять лет, второму — одиннадцать. Сотрудники вызвали на место инспектора ПДН и родителей, а затем отправились в отделение полиции. Об этой ситуации рассказали в социальных сетях и ряде региональных СМИ, читатели которых начали строить разнообразные догадки о том, за что остановили мальчиков и что им грозит.

В областной ГИБДД корреспонденту A42.RU рассказали, что родители получили штраф от инспектора ПДН за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Самокат был мощностью 350 ватт — с такими характеристиками он приравнивается к мопеду, на который уже нужны права категории «М».

Самокат, что ты такое?

В правовом статусе электросамокатов нет ясности уже много лет.

С одной стороны, есть Правила дорожного движения, в пункте 1.2 которых написано, что лица, использующие самокат, приравниваются к пешеходам.

С другой стороны, там же указано, что мопед — это двухколёсное механическое транспортное средство, имеющее электродвигатель мощностью более 0,25 кВт. И большинство электросамокатов под это определение вроде бы подходят.

«Вроде бы» — потому что непонятно, можно ли вообще назвать самокат «механическим транспортным средством». На прямой вопрос об этом разные подразделения ГИБДД давали разный ответ.

Так, на обращение членов московского движения городских самокатов Let’s Kick столичная ГИБДД отвечала, что электросамокат — не ТС.

— По совокупности своих технических и эксплуатационных характеристик самокаты, оснащённые электрическим приводом колеса, не могут быть отнесены ни к механическим транспортным средствам, ни к велосипедам, — говорится в документе, подписанном начальником одного из отделов столичной ГИБДД.

А в ответе на другое обращение, которое направил в сентябре 2020 года член рабочей группы ОНФ по безопасности движения Григорий Шухман, в МВД дали противоположную информацию: электросамокаты мощностью более 250 ватт всё же приравниваются к мопеду.

— В случае соответствия технических характеристик электросамоката характеристикам мопеда его следует считать транспортным средством в соответствии с примечанием к статье 12.1 КоАП, — сообщили в ведомстве.

Соответственно, водитель такого самоката должен быть старше 16 лет, иметь права категории «М», использовать шлем, иметь ближний свет и включать его в движении, а ездить по тротуару он и вовсе не имеет права.

Нетрудно заметить, что на практике эти требования не соблюдает, кажется, ни один владелец электросамоката. И судя по тому, что инспекторы не торопятся выписывать штрафы и эвакуировать самокаты на штрафстоянки (а по закону так можно), в ГИБДД тоже считают правовой статус электросамокатов недостаточно определённым.

Ограничить скорость или приравнять к мопеду

То, что ясности в статусе электросамокатов до сих пор нет, подтверждает и инициированное в апреле обсуждение на федеральном уровне. Комиссия Общественной палаты РФ по безопасности предлагает отнести средства передвижения с электродвигателями — не только самокаты, но и сигвеи, моноколёса и другие — к той же категории, что и мопеды, и внести отчётливые конкретизирующие изменения в ПДД.

Причина жёсткого решения — в росте аварийности. Научный центр безопасности дорожного движения МВД России сообщает об увеличении числа ДТП с участием электросамокатов, сигвеев, моноколес и других индивидуальных транспортных средств в 2020 году на 183%. В 331 аварии были ранены 347 человек, есть даже погибшие — их шестеро.

Предыдущий вариант урегулирования вопроса был мягче. Минтранс в составе большого пакета поправок в ПДД предлагал лишь ограничить скорость электросамокатов и им подобных «средств индивидуальной мобильности» на тротуаре 20 км/ч. А ещё — официально разрешить им выезжать на проезжую часть на большинстве городских дорог. Большинство экспертов с поправками не согласились: непонятно, как отслеживать скорость — не полицейскими же радарами? Проект поправок тогда отправили на доработку.

Рейды и штрафы до 15 000

В результате правовая неопределённость пока сохраняется, и, соответственно, правоприменительная практика разнится от региона к региону. Так, в Красноярске ещё прошлым летом инспекторы ГИБДД проводили рейды в прогулочных местах: на тротуарах  останавливали людей на самокатах, проверяли мощность по маркировке, и если она была более 250 ватт, то выписывали протоколы за нарушения: движение в пешеходной зоне, отсутствие прав, отсутствие шлема.

В Санкт-Петербурге 11 мая прошло совещание властей, общественников, ГИБДД и компаний, которые сдают самокаты в аренду. По его итогам договорились ограничить скорость самокатов до 15 км/ч техническими методами и запретить парковки самокатов у автобусных остановок и метро.

После аварии с мальчиками в Новокузнецке городская ГИБДД выпустила видеоролик и информационные сообщения об ограничениях на мощность самокатов.

— Эта норма не новая, ей много лет, — пояснили в областной ГИБДД корреспонденту A42.RU, — в Новокузнецке просто напомнили о ней горожанам. Никаких отдельных мероприятий, рейдов по этому вопросу не проводится.

И всё же, выходит, от штрафов владельцы мощных электросамокатов не застрахованы. И если в Кузбассе инспекторы начнут брать пример с соседних регионов, за движение по тротуару на электросамокате можно лишиться 2000 рублей, за езду без шлема — 1000, без включенного света — 500 рублей. Ну а самый неприятный вариант — движение без прав хотя бы категории «М» (в правах любой другой категории она открыта автоматически). За это нарушение придётся выложить от 5000 до 15000 рублей.


Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика